Мотивация|Мотивация персонала|Герцберг

Мотивация персонала по Ф.Герцбергу

мотивацияЯ в своей работе пользуюсь мотивационной теорией Герцберга. Это до сих пор одна из ведущих теорий мотивации. Герцберг вместе с помощниками провел более 4000 интервью с офисными работниками, бухгалтерами, инженерами и менеджерами. Герцберг и его помощники задавали респондентам два вопроса: «Что больше всего стимулирует вас к качественному выполнению вашей работы?» и «Что отбивает какое-либо желание качественно трудиться?» На основе полученных данных Герцберг сумел выделить основные мотивационные факторы.

Мотивационные факторы по Ф. Герцбергу:

 

  1. Достижение
  2. Признание
  3. Содержание работы
  4. Ответственность
  5. Карьера
  6. Финансовые мотивы
  7. Отношения с руководством
  8. Сотрудничество

Как вы видите, всего мотивационных факторов восемь. Но влияние их на мотивацию сотрудника неодинаково и неоднозначно. Герцберг выделял 3 группы факторов, влияющих на желание работать:

  • Позитивные (мотивирующие к работе)
  • Негативные (демотивирующие)
  • Гигиенические (делают мотивацию возможной/невозможной)

Для начала рассмотрим позитивные факторы.

мотивацияДостижение — главный позитивный, мотивирующий фактор. Достижение – это возможность проявить себя в работе. Это когда человек упорно трудится и достигает. При этом он получает удовольствие от того, что он смог это сделать.

Признание – это второй главный мотивирующий фактор. Признают работника и вознаграждают за то, что он чего-то достиг. Поэтому фактор признания это фактор который неразрывно связан с предыдущим фактором.

Содержание работы – это третий мотивирующий фактор. Это значит, что работа приносит удовлетворение работнику. Обычно работник ценит свою работу за ее творческий характер, сложность, возможность выполнить полученную задачу от начала и до конца.

Ответственность стоит на четвертом месте. Что значит ответственность для работника? Это значит, что работник может работать без постоянного наблюдения со стороны начальства, отвечать за свои действия, выполнять поручения руководителя, выполнять работу своего руководителя и гордиться тем, что ее ему доверили.

Карьерный рост – один из самых сильных мотивационных факторов. Может сделать из работника буквально «преданного сотрудника» организации. Имеет самое сильное действие, когда неожиданно для работника – он просто усердно трудился и получил в награду повышение по службе. Однако мотивация «карьерный рост» имеет свои подводные камни

Это факторы-мотиваторы. Если все эти 5 факторов или некоторые из них присутствуют в работе индивида и важны для него, то он работает с полной отдачей и удовлетворен своей работой.

Теперь рассмотрим негативные факторы.

негативная мотивацияНегативные – это факторы-демотиваторы. Главный демотивирующий фактор это «Общая политика компании и стиль управления«. Что это такое? Это неэффективность в работе компании, возникающая в результате нерациональности деятельности, пустой траты сил и средств, дублирования обязанностей или внутреннего дележа власти. Также любое несправедливое решение руководства компании по отношению к сотруднику или политика компании, ущемляющая интересы сотрудника будет отнесена работником к этой категории.

Технические аспекты руководства – это второй по силе демотивирующий фактор. Этот фактор описывает взаимоотношения с непосредственным руководителем. Если работником управляет бездарный и неумелый руководитель, неспособный организовать работу подчиненных и не умеющий воодушевить своих людей, то у работника просто опускаются руки. Также плохие личные отношения с таким руководителем влияют на возникновения данного фактора. В теории Герцберга этот фактор фигурирует как «Отношения с руководством».

Фактор «Признание» может быть как позитивным так и негативным фактором. Если человек проделал большую работу и достиг результата, то руководитель должен непременно это отметить. Если же этого не происходит, то это становиться мощным демотиватором.

Содержание работы может быть также негативным фактором при условии, что работа однообразна и скучна. Также этот фактор включается, если у человека возникает ощущение, что он может гораздо больше, чем та работа, которую он делает.

Мотивационный фактор «Карьерный рост» при определенных условиях может стать демотивирующим. Если есть возможность получить повышение и работник идентифицирует себя как лучшего кандидата, то в случае неудачи работник демотивирован.

И последняя группа факторовгигиенические факторы.

В этой группе всего 2 фактора «Финансовая мотивация» и «Сотрудничество», но важность их трудно переоценить. Когда я произношу слово «Мотивация» то у всех, кто не знаком с «Мотивационной теорией Герцберга», в голове возникает одно – деньги. Однако Герцберг доказал, что это не так. Деньги не относятся к факторам-мотиваторам.

Фактор «Финансовые мотивы» вынесен в отдельный факторгигиенический. Что это означает? Это означает что «деньги» – это катализатор, в присутствии которого сотрудника возможно мотивировать. Само повышение зарплаты не воспринимается работником как мотиватор ибо оно обычно следует либо за карьерным ростом либо за выполнением какой-то задачи. В таком случае повышение зарплаты является просто фоном, который усиливает мотивационные факторы «Достижение» — «Признание и Вознаграждение» или «Карьерный рост». Если же распределение зарплаты на предприятии не справедливо – то это мощный демотиватор.

И последний фактор «Сотрудничество» можно также отнести к гигиеническим факторам. Это фактор среды, он очень слабо мотивирует человека к достижениям. Важно чтобы эта среда не мешала человеку работать.

Техника применения инструментов мотивационной теории Герцберга, подробно рассмотрены в 2-х моих тренингах СВ-цикл и Успешный предприниматель.

Желающие получить Тест Герцберга, основанный на его книге «Мотивация к работе», могут скачать его тут. Скачивание доступно только для зарегистрированных на сайте пользователей. Зарегистрироваться можно тут. Регистрация занимает 2 минуты.

 

тест Герцберга
Скачивание доступно только для зарегистрированных на сайте пользователей. Ссылка на регистрацию выше. Регистрация занимает 2 минуты.
test-gercberga

Добавить комментарий

Читайте ранее:
Развитие коммуникаций|деловые коммуникации|розница

Есть статистика: 60% сделок совершается лишь с 5 визита и только 4% совершается с первого визита. Причиной такого положения вещей...

Закрыть